Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

МДОУ "Жемчужинка" п. Гранитный

Включить версию для слабовидящих
Меню сайта
Форма входа
Главная » Файлы » Мои файлы

Мастер – класс для родителей «Развитие коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста посредст
14.12.2015, 16:55

Мастер – класс для родителей

«Развитие коммуникативных навыков у детей

среднего дошкольного возраста посредством речевых игр»

 

                                       Воспитатель: Жильцова Светлана Анатольевна

                                                   2015 год

 

Цель: обучение родителей игровым упражнениям, способствующим развитию коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста.

Задачи:

- повысить уровень компетентности родителей, их мотивацию на системное использование в жизненных ситуациях игровых упражнений с детьми среднего дошкольного возраста по развитию коммуникативных навыков;

- вызвать у родителей интерес к игровым упражнениям, способствующим развитию коммуникативных навыков у дошкольников;

- развивать творческую активность педагогического коллектива и родительского коллектива.

 

Ход проведения:

 

Воспитатель:

Сегодня наша встреча посвящена игровым упражнениям, способствующим развитию коммуникативных навыков у дошкольников.

Я предлагаю Вам сыграть со мной в игру «Здравствуйте!».

 - Здравствуйте, глазки – глазоньки,

 - Здравствуйте, ушки – ушиньки,

 - Здравствуйте, носик – носок,

 - Здравствуй, ротик – роток,

 - Здравствуйте, ручки,

 -Здравствуйте, ножки.

 - глазки смотрят

 - ушки слушают

 - ручки хлопают

 - ножки топают

 - Все мы встали, подтянулись

 - и друг другу улыбнулись.

Воспитатель:

Нарушение речи у детей дошкольного возраста широко распространены, а пути преодоления этих расстройств заслуживают пристального внимания как воспитателей, так и родителей.

Наряду с дефектами звукопроизношения и нарушениями лексико – грамматической стороны речи у детей с патологией отмечается недостаток интонационных средств оформления речи.

- Чтобы глубже вникнуть в нашу тему, давайте с вами разберём проблемные ситуации.

Наблюдая за детьми мы заметили, что ответы ребёнка при рассматривании иллюстраций и картинок могут быть разными в зависимости от того как взрослый формулирует  вопрос. Хорошо, когда вопрос взрослого побуждает ребёнка к более полному ответу.

ВОПРОС

- Предположите, как будут отвечать дети  пяти лет на следующие вопросы.

Выберите наиболее удачные.

- Что нарисовано на картине? (Перечислят изображенные предметы).

- Что делают дети на картине? (Опишут картину).

- Про что (о чём?) рассказали художник своей картиной? (Попытаются истолковать картину).

Саша непрерывно задает вопросы: «Что это у тебя? Какая это машина? Какой дядя тут сидит?» Не дослушав ответ, он убегает. Прибегая, снова задаёт вопросы.

ВОПРОС

- В каком возрасте вёл себя так ваш ребёнок? При каких обстоятельствах у дошкольника появляется потребность задавать вопросы?

В детском саду наблюдали за развитием фонематического слуха у детей. У некоторых из них были выявлены характерные недостатки. Гриша: «рыба» - «лыба», Саша: «шишка» - «сиска», Петя: «садись» - «дись», Вова: «сахар» - «хасир».

ВОПРОС

- Какие недостатки в речи детей выявились? Чем это можно объяснить? Что следует делать взрослым, чтобы исправить эти недостатки в речи дошкольника?

Несовершенство речи скорее всего объясняется несформированностью у детей фонематического слуха, недостаточной дифференциацией звуков.

Взрослым важно демонстрировать ребёнку правильный образец речи, развивать фонематический слух.

Что такое фонематический слух? Способность к слуховому восприятию речи.

 Развивать фонематический слух вы можете, родители, с помощью игр и упражнений. Это игры на дифференциацию по ритму.

Игра «Полянка» - узнавать ритмический рисунок.

Заяц – 1 раз, медвежонок – 2 раза, белка – 3 раза, ёжик – 4 раза.

По стуку догадайтесь, кто пришёл на полянку?

Игра для развития ритма, силы голоса «Дождик»

Я предлагаю имитировать как капает дождь, изменяя силу голоса и темп речи.

Сначала вы повторяете речевой материал вместе со мной, затем – вслед за мной.

- Начинается тихий грибной дождик –

Кап – кап (тихо, медленно)

Кап – кап (быстрее)

Кап – кап – кап (очень быстро)

Дождь усиливается, громко стучит по крышам:

Кап!

Кап – кап!

Кап – кап – кап!

И ещё одна игра на узнавание звука на фоне слова: «Поймай звук»

- Если вы слышите в слове звук «ж» - хлопнуть в ладоши.

ЖУК, ЛУК, ЖАБА, ЖИРАФ, КОТ.

- Речь не передаётся по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего родителей), т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребёнка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь.

Родители должны знать, что важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков. Ошибки в произношении – основа многих трудностей. Кроме того, дети с нечёткой речью не уверены в себе, неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми.

Обратите внимание: ребёнок 4 – 5 лет должен правильно произносить все звуки. Если это не так, не теряйте времени. Не надейтесь на то, что речевые недостатки исчезнут сами собой. Самое лучшее – обратитесь за помощью к логопеду.

Развитие речи у дошкольников идёт ускоренными темпами. В этом возрасте дети не только учатся произносить звуки, но и делать это правильно, параллельно пополняя собственный словарный запас. Для родителей важно помочь своему чаду, поэтому используются специальные речевые игры и упражнения для развития речи и постановки правильного речевого дыхания.

Для чего необходимо правильное речевое дыхание?

Очень часто можно услышать как дошкольники, произнося длинные фразы, сбиваются на середине, начиная говорить взахлёб, или же заканчивают их едва слышным шепотом. Причина этого в неправильном речевом дыхании. Ребёнку просто не хватает воздуха, чтобы закончить фразу.

Речевое дыхание помогает детям не только чётко произносить фразы, но и регулировать громкость собственного голоса в зависимости от ситуации.

Игры, способствующие формированию правильного дыхания, следует ограничить по времени. Из – за глубоких вздохов и выдохов у ребёнка может закружиться голова.

Игра «Бантики».

Для игры понадобятся бумажные бантики, нитки и верёвочка.

Нитку необходимо привязать одним концом к верёвочке, а второй к бантику. Таким образом, на верёвке закрепляются несколько бантов.

Задание: Ребёнку необходимо, вдыхая через нос, дуть на бантики.

Упражнения для воспитания навыков правильного полного вдоха:

Положить ладонь одной руки на грудь, а ладонь другой руки – на подвздошную область живота между пупком и нижней границей грудной клетки. Выполняем упражнения в игровой ситуации. Игрушки отдохнули и снова ожили. Посмотрите, как у них надувается животик, когда они дышат.

Сделать медленный, плавный вдох, обиваясь ощущения раздувающегося «шара» в животе. После этого сделать длительный  плавный выдох, медленно втягивая живот (5 – 6 раз).

Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении способов словообразования, происходит взрыв словесного творчества. Дошкольники осваивают разные типы высказываний – описание и повествование. Речь детей становится более связной и последовательной; совершенствуются понимание смысловой стороны речи, т.е. все те умения, которые необходимы для развития связной речи.

Сейчас мы предлагаем вам посмотреть отрывок из музыкально – речевого развлечения: «Развитие речи детей при помощи игры.

Ход развлечения

Дети входят в музыкальный зал, их встречает Снеговик.

Снеговик: Здравствуйте, ребята!

Воспитатель: Ребята, а вы узнали, кто это?

Снеговик: Вас давно я поджидаю,

                    С вами я в игру сыграю.

Воспитатель: Поиграем со Снеговиком?

Пальчиковая игра «Снеговичок»

Тра – та – та, тра – та – та                -   хлопают в ладоши

Рады снегу детвора                           -  пальцы сжаты в кулак,                                         

                                                            большой палец смотрит            

                                                            вверх

тра – та – та, тра – та – та                - хлопают в ладоши

Лепим мы снеговика                        - «Лепят снежки»

Ком на ком поставим                       - выставляют вперёд руки,

                                                            округлённые в локтях,

                                                            пальцы сцеплены в замок

Глазки подведём                              - пальчиками показывают очки

Нос морковкой вставим                 - подставляют к носу кулачки

Шапочку найдём                             - кладут руки на головы

Вот какой снеговичок                      - руки кладут на плечи

                                                          - пояс – 2 удара по коленям

Снежный белый толстячок             - округляют руки в локтях,

                                                   сцепляют пальцы в замок перед      

                                                         собой, покачивают руками из    

                                                        стороны в сторону.

 

( Дети садятся на стульчики)

Снеговик: Да, я такой! А сейчас я хочу проверить, какие вы сообразительные. Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечайте правильно.

Игра «Ответь правильно».

- Снег белый или синий?

- Лед твердый или мягкий?

- Снег капает или идет?

- Зимой бывает снегопад или листопад?

- Лед скользкий или шершавый?

- На улице мороз или жара?

- Зимой одеваемся тепло или легко?

- На коньках катаются или качаются?

- Снеговика лепят или строят?

Снеговик: Молодцы! Ответили на все мои вопросы. Тогда я вам целую корзину снежков подарю.

Воспитатель: А мы игру знаем со снежками. Девочки, вставайте к Снеговику, а мальчики – идите ко мне.

(Встают напротив друг друга в две шеренги).

Игра «Снежки»

Раз, два, три, четыре,
Мы с тобой снежок слепили. Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем-совсем не сладкий.
Раз — подбросим.
Два — поймаем.

И с друг другом поиграем.

Произносят слова, бросают «снежки» и начинается игра.

После игры дети собирают «снежки» в корзинку и садятся на стульчики.

Воспитатель: Снеговичок, какие у тебя варежки и шарфик, тёплые.

Снеговик: А у меня и картинки такие есть. ( Показывает картинки с изображением одежды)

Снеговик: Только я не могу понять, какие из картинок имеют шипящий звук?

Воспитатель: А мы тебе поможем. Ребята,  давайте найдем их.

Воспитатель чётко называет картинки, голосом выделял «звук ш» дети выбирают только те, в названиях которых есть этот звук.

Снеговик: Спасибо. Мне очень понравилось. А идёмте, ребята, на улицу на санках кататься!

Снеговик и дети уходят.

Воспитатель:

  1. Наше время — время великих достижений науки, техники время замечательных открытий. Но из всех чудес, созданных человеком, наиболее сложным и великим М. Горький считал книгу.

В книге заключен огромный духовный мир человечества.

  1. Не все дети любят слушать книги. Расскажите, пожалуйста, как вы поступаете, если ребёнок отказывается слушать? (Высказывание родителей).

 

«Что делать, если ребёнок не хочет слушать чтение книг?».

  1. Пробуждайте интерес ребёнка к картинкам. Большинство книг для маленьких содержит много иллюстраций, и если ребёнок ими заинтересуется, он, естественно, начнёт и слушать. Найдите такие, которые нравятся ребёнку больше других, и побеседуйте о них.
  2. Искушайте ребёнка чтением. Выберите книгу, которая по вашему мнению, его заинтересует, сядьте в сторонке и громко читайте себе. Только сесть надо в таком месте, чтобы ребёнок мог легко к вам присоединиться.
  3. Купите книгу, к тексту которой существует магнитофонная кассета с записью, и покажите ребёнку, как включать магнитофон. Если ребёнку это понравится, вы сможете записать на магнитофон и другие тексты.

3.Дети, получившие "книжную прививку" в раннем детстве, несравненно лучше готовы к обучению в школе. Они умеют слушать, сосредотачиваться на определенном занятии, хорошо говорят.

Советуем завести дома детскую библиотечку, где можно вместе с ребёнком рассматривать иллюстрации в книгах, энциклопедиях для детей.

Необходимо знакомить малышей с фольклором, рассказывать и читать сказки, загадки, песенки, потешки. Они не только приобщают ребят к национальной культуре, но и формируют нравственные качества: доброту, честность, заботу о другом человеке, развлекают и забавляют, вызывают желание высказаться, поговорить о героях сказки.

Поддерживайте это стремление, пусть ваш ребёнок расскажет знакомую сказку сестрёнке, бабушке, любимой своей игрушке. Это первые шаги в овладении монологической речью.

Категория: Мои файлы | Добавил: mdougranit
Просмотров: 719 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Наш опрос
Удовлетворяет ли Вас качество дошкольного образования в детском саду?
Всего ответов: 25

Баннеры

  • Персональные данные.дети
  • Персональные данные.дети
  • Персональные данные.дети

Copyright MyCorp © 2017